Рассказываем об изменениях в законе о защите персональных данных и о том, к чему готовиться бизнесу.
С 30 мая 2025 года вступают в силу , которые касаются персональных данных пользователей. Ответственность за нарушения станет намного жестче, и любой бизнес, сайт которого не соответствует требованиям, рискует получить крупный штраф.
Новые штрафы и проверки от РКН
Закон касается сайтов, на которых собирают данные пользователей — например, через форму обратной связи или заказа. Бизнес обязан предупреждать посетителей о сборе персональной информацией. Если произошла утечка данных, необходимо уведомить РКН.
Ответственность за нарушения в сфере работы с персональными данными существует давно, но с 30 мая суммы значительно вырастут:
- за незаконную обработку персональных данных штраф вырастет с 60 000 – 100 000 рублей до 150 000 – 300 000;
- за неподачу уведомления об обработке персональных вместо 5 000 рублей придется заплатить 100 000 – 300 000.
Также появится штраф за неуведомление РКН об утечке персональных данных. Максимальная сумма — 3 000 000 рублей.
Выявлять нарушителей РКН будет автоматизированно. Робот анализирует сайты на наличие форм сбора данных, обратной связи, политики конфиденциальности и согласия на обработку, а также на следы использования Google Analytics.
Как бизнесу подготовиться к изменениям
Самый простой способ обезопасить себя от штрафов — добавить на сайты все необходимые документы с актуальной информацией. Рекомендуем:
- Проверить, есть ли у вас актуальная политика конфиденциальности и предлагаете ли вы пользователям заполнить согласие на обработку персональных данных.
- Разместить политику конфиденциальности на всех страницах сайта в подвале, согласие на обработку — под формой сбора данных.
- Создать внутренний реестр всех процессов, связанных с обработкой персональных данных. Определить по ним основание, сроки хранения, категории, порядок уничтожения данных.
- Подать заявление в РКН о начале сбора персональных данных. Посмотреть, есть ли ваш сайт в реестре, можно . Реестр существует с 2014 года, но даже если ваш ресурс зарегистрирован, следует проверить, все ли данные актуальны.
Сейчас мы в «Четвёртом Риме» с юристами проверяем сайты всех клиентов и даем рекомендации по работе с персональными данными. Если вам тоже нужна помощь или консультация, напишите нам.
