Геймификация — включение игровых механик в неигровой контекст, чтобы влиять на поведение пользователей. Элементы геймификации в интернет-магазинах далеко не новы и используются уже много лет: они мотивируют клиентов совершать нужные продавцу действия, повышают возвращаемость покупателей и лояльность.
Что такое геймификация
В современном мире практически каждая торговая онлайн-площадка предлагает систему лояльности, устраивает флеш-распродажи, а индикатор прогресса в корзине демонстрирует этап оформления, на котором находится покупатель. Все это — геймификация.
Рассказываем об эффективных вариантах внедрения геймификации для интернет-магазинов, которые помогут увеличить продажи.
Геймификация в маркетинге: интернет-магазины
Индикатор выполнения
Мозг человека так устроен, что ему сложно выносить незавершенные задачи. Хороший ход — визуально продемонстрировать пользователю прогресс в оформлении заказа, шкалу процента заполненности профиля в личном кабинете, количество заработанных баллов до получения скидочной карты.
Все это подталкивает покупателей не останавливаться на достигнутом, продолжать работать над завершением задачи: заполнять нужные поля форм, доводить до конца оформление заказа. 100%-выполнение задачи дает людям удовлетворение. Эти простейшие игровые механики должны быть в каждом интернет-магазине.
Конфигуратор карнизов на сайте Hoff отображает шаги, которые нужно пройти для проектирования собственного
Визуальные сигналы и предупреждения
Пользователь, который приходит на сайт, должен всегда понимать, что происходит: «Почему зависла страница? Что будет, если он кликнет на ту или иную кнопку? На каком этапе оформления заявки он находится?». Объяснения нужно максимально доступно представить в визуальном виде: например, через цвета, формы, проценты. Это избавит его от нетерпения, скрасит ожидание результата, погасит рефлекторное желание немедленно закрыть страницу.
При любом сценарии человеку нужно отслеживать статус процесса в реальном времени, так как при малейшем подозрении, что «что-то пошло неверно», он мгновенно закроет или обновит страницу, тем самым обнулит все, что делал до сих пор, рассердится и уйдет.
Когда страница грузится, на сайте Hoff демонстрируется елочка, которая скрашивают ожидание, и пользователь понимает, что все в порядке
Награда и виртуальная валюта
Жажда обогащения — главный фактор, который влияет на поведение людей. Один из главных мотивирующих к покупке приемов онлайн и офлайн — награда.
Виртуальные поощрения могут включать значки, баллы в честь дня рождения или праздников, уровни, скидки за отзывы, пробники, презенты или бесплатную доставку.
Такая валюта помогает управлять поведением клиентов, удерживать и вовлекать.
Каждая покупка формирует цифровой кредит пользователей, за который можно выручить бонусы: от скидок до бесплатных продуктов.
Интернет-магазин косметики Randewoo начисляет баллы за отзывы о товарах. Ими потом можно оплатить следующие покупки
АliExpress мотивирует тратить больше, чтобы получить скидку
Бонусы за регистрацию
Очередной распространенный прием — клубы зарегистрированных пользователей. В этом случае привилегии доступны только участникам сообществ. Таким образом у людей создается ощущение особого статуса в сравнении с остальными.
У зарегистрированных участников Lamoda Club скидки больше, чем у тех, кто покупает без регистрации
Магазин мебели дарит разные привилегии тем, кто войдет в их клуб: от повышенных скидок до особых условий по оплате
Награды за рефералов
Актуальная стратегия геймификации заключается в вознаграждении пользователя за приглашение в магазин своих друзей и родственников. Человек получает скидку или виртуальные деньги за каждого приведенного им пользователя.
Для фиксации активности используются отслеживаемые ссылки. Кроме того, награждать участников могут за комментарии или отзывы на сайте или в социальных сетях.
Пользователь получит скидку за друга только, если он сделает покупку в La Redoute
ВкусВилл дарит бонусы за рекомендации понравившихся продуктов
Охота за пасхальными яйцами
Вид геймификации не так распространен, как остальные, однако может изрядно развлечь ваших клиентов и «завируситься», а значит повысить охваты и узнаваемость магазина и продуктов. Принцип цифровых головоломок основан на том, чтобы спрятать подсказки на сайте интернет-магазина и предложить посетителям их найти, чтобы получить приз. Он достанется тому, кто первым опубликует верный ответ в соцсети.
Такой метод геймификации мотивирует к дополнительному изучению сайта. Однако есть риск, что некоторые пользователи сконцентрируются только на охоте за подсказками. Применять эту стратегию нужно. хорошенько продумав все шаги.
ВкусВилл придумал увлекательную игру для своих покупателей, в рамках которой они точно отточат навыки по навигации на сайте и использованию всех акций магазина
Конкурсы и розыгрыши
Вариант стар как мир, но крайне эффективен: устройте конкурс, в котором участники смогут выиграть скидки, бесплатные продукты или эксклюзивный доступ к закрытой распродаже. Это наиболее востребованная геймификация среди брендов и ритейлеров, так как сулит множество дешевых лидов. В большинстве случаев правила заключаются в том, чтобы опубликовать верный ответ на вопрос, разместить фото, оставить комментарий под публикацией или упомянуть бренд при обнародовании в социальных сетях — все это работает на рост узнаваемости.
ВкусВилл предложил покупателям поучаствовать в розыгрыше 10 000 бонусов, выполнив ряд условий, плюс поделившись фотографией товара в соцсетях
«Колесо удачи»
Простой и ненавязчивый способ сбора информации о пользователях — всплывающее на сайте колесо рулетки, прокрутив его покупатель может получить скидку или какой-то другой бонус. В обмен обычно он должен предоставить адрес почты или номер телефона, чтобы получить выигрыш: например, промокод.
Исследования показали, что «колесо фортуны» эффективнее таких распространенных элементов, как всплывающие окна или предложения подписаться на рассылку. Рекомендуется размещать виджет на главной и других основных целевых страницах интернет-ресурса.
«Колесо удачи» в интернет-магазине косметики «Подружка»
«Колесо удачи» в «Эльдорадо» предлагает скидку в денежном эквиваленте на товары от разных брендов
Всплывающее предложение получить подарок за подписку на новости на сайте Yoox
Скретч-купоны
Действует аналогично «колесу удачи»: виртуальная карта со скрытым полем, которое нужно стереть покупателю, кликнув на него. После нехитрых манипуляций открывается возможность получить приз. В большинстве случае это разные типы скидок или рекламных акций, которые мотивируют к покупкам. Часто такие купоны рассылают по электронной почте, также они используются на моменте, когда человек уже проявил интерес к бренду, например, на финальной стадии оформления покупки.
Дополненная реальность (или AR)
Дополненная реальность позволяет интегрировать в реальный мир цифровые объекты и помогает продавцам повышать вовлеченность посетителей магазина в знакомство с товаром, не вылезая из кровати. Метод достаточно дорогостоящий, но рабочий. Недаром в реальном магазине продавцы всегда предлагают попробовать, потрогать, примерить. Даже этот небольшой контакт сильно побуждает к обладанию товаром.
К примеру, виртуальная примерочная, которая использует камеру и позволяет покупателям на себе «примерять» модели одежды, собирать комплекты с использованием аксессуаров и очков. Также примерочная может предлагать подходящие размеры и дополнительные товары, которые будут хорошо сочетаться с выбранной вещью или пользуются популярностью у других. Или виртуальные предметы мебели, которые можно онлайн внедрить в интерьер своего дома и оценить уместность.
Магазин мебели dantonehome.ru предлагает примерять мебель в своем интерьере
Конкурентные торги
eBay — компания-первопроходец в использовании геймификации в работе. Сыграв на природной склонности людей к азарту, они запустили систему конкурентных торгов, которая стала основной стратегией развития площадки. Захватывающая система торгов подталкивает покупателей переиграть соперников и предложить цену, которая победит. Система оценок с цветными звездочками, основанная на хороших отзывах, мотивирует юзеров продолжать участие в торгах и взаимодействие с товарами.
Опросы, викторины, квизы
Этот способ контакта с покупателями помогает собирать больше данных об их вкусах и интересах, вовлекает и знакомит посетителя с товаром. Человек, который прошел опрос, награждается скидкой или призом.
Тест ВкусВилл помогает покупателям закрепить знания о программе лояльности магазина и убедиться в том, что они получают максимальную выгоду
Геймификация в бизнесе
Способы геймификации в продажах на примере интернет-магазинов имеют мощный потенциал повышения лояльности покупателей. Грамотно применяйте их в работе. Главное, не заиграться и не забыть о самом товаре и том, как именно он улучшает жизнь клиентов.